Выберите ваш город
Или укажите в поле

Обзор рынка ГСМ

30 апреля 2021
Обзор рынка ГСМ

По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), с 11 января по 24 марта 2021 года оптовая цена на Аи-92 выросла на 8,5% до 53,9 тыс. рублей за тонну, сказано в письме ФАС. Аи-95 подорожал 9,1% до 55,7 тыс. рублей за тонну, дизельное топливо — на 10,2% до 49,5 тыс., сжиженный углеводородный газ (СУГ) — на 42% до 33,2 тыс. В Минэнерго дали прогноз стоимости бензина в отсутствие демпферного механизма. Без механизма демпфера средняя цена на бензин АИ-92 в центральной части России в апреле составляла бы 51,70 рубля за литр, сообщили в Минэнерго. При этом фактическая розничная цена АИ-92 составила 45,11 рубля за литр, добавили в ведомстве. «То есть если бы розничные цены в России формировались на рыночных условиях в зависимости от мировых цен, то цена на бензин в нынешних условиях могла бы быть на 6,5 рублей за литр выше текущей», — заявили в Минэнерго.

В ведомстве отметили, что одним из главных приоритетов действующего механизма демпфера остается сохранение темпов изменения конечных розничных цен для потребителя не выше уровня инфляции за счет компенсации разницы между экспортной альтернативой и ценой внутреннего рынка. Его отмена лишит рынок защитного механизма, заключили в Минэнерго.

Ранее в Госдуме потребовали от Минэнерго и Минфина доказательств эффективности механизма демпфера. Первый зампред комитета ГД РФ по бюджету и налогам Михаил Щапов 6 апреля направил министру финансов Антону Силуанову и министру энергетики Николаю Шульгинову письма с таким запросом. Парламентарий отметил, что несмотря на введение механизма демпфера, цены на топливо в стране продолжают расти постоянно. В настоящее время цены на бензин в России являются одними из самых низких в мире при расчете на доллары. Такое мнение высказал директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам Fitch Вячеслав Демченко. По его словам, одной из причин этого стал тот факт, что в последние годы стоимость топлива росла немного меньше инфляции. Демченко считает, что корректировка формулы демпфирующего механизма — мера, с помощью которой правительство будет стабилизировать рынок нефтепродуктов, — не вызовет снижения продаж топлива на внутренний рынок, а также позитивно отразится на прибыльности российских нефтяных компаний. По оценкам аналитиков, за последнюю неделю марта цены на автомобильный бензин выросли на 0,3%, на дизельное топливо — на 0,2%. При этом с начала года на российских заправках бензин уже подорожал на 2,9%, дизельное топливо — на 1,4%.

Подорожание топлива в России в 2021 году могло быть вызвано, в том числе понижением температуры окружающей среды. Такую причину в числе прочих факторов привели в ФАС. Бензин Аи-92 с января по март прибавил в цене 8,5% в опте. Также в ФАС связывают подорожание топлива с ростом экспортных цен на нефтепродукты, сезонным повышением спроса на них внутри страны и за рубежом, увеличением мировых цен на нефть и другими факторами. Бизнес категорически не согласен с такой аргументацией и видит причины проблемы в несовершенстве демпферного механизма и акцизной политике. Действующий демпфирующий механизм позволяет стабилизировать внутреннюю розничную стоимость топлива и снизить давление на нее со стороны мировых цен на нефть, отмечают в ФАС и для более эффективной работы с 1 мая 2021 года механизм будет скорректирован.

— Правительством РФ реализуется последовательная политика по недопущению необоснованного роста цен на моторное топливо, принимаются меры, направленные на сглаживание влияния на внутренние цены колебаний мировых цен и других внешних факторов. Несмотря на низкий уровень оптово-розничной маржи, рост розничных цен на АЗС сопоставим с уровнем инфляции (+2,2%), — заявили в Минэнерго.

В ФАС отметили, что для стабилизации ситуации на топливном рынке ведомство направило в адрес нефтегазовых компаний рекомендации о повышении объемов производства и реализации топлива на внутреннем рынке, а также поручило своим территориальным управлениям усилить контроль за ценами. На дополнительные вопросы о влиянии низких температур на стоимость топлива в ведомстве не ответили. Ранее ФАС и Минэнерго выпустили совместный приказ об увеличении минимальных величин продаж нефтепродуктов на биржевых торгах по автомобильному бензину с 10% до 11%, по дизельному топливу — с 6% до 7,5% от месячного объема производства. Мера позволила нарастить объем предложения на внутреннем рынке, что стабилизировало ситуацию и в моменте приостановило рост оптовых цен, добавили в ФАС. Недавно сообщалось, что кабмин изучает возможность увеличения норматива продажи бензина на бирже до 15%. По данным ЦДУ ТЭК, запасы бензина в России увеличились к 6 апреля на 0,9% в недельном выражении до 1,695 млн тонн, запасы дизельного топлива – на 4,3% до 2,709 млн тонн. Правительство рекомендовало российским нефтяным компаниям увеличить запасы бензина к 1 июня до 1,8 млн тонн. Однако накопленные излишки бензина не сказываются на его цене, которая выросла с начала года на 3,3%, при том, что за весь 2020 год бензин подорожал на 2,5%. На стоимость топлива влияет другое – так, через месяц после принятия правительством решения об изменении демпферного механизма биржевая цена бензина Аи-92 снизилась на 3,6% до 52980 руб. за тонну.

Источник: «АПК Эксперт»

Поделиться: